Что нужно знать о СДВГ?

Содержание

Гиперактивность ребенка (СДВГ). Что нужно знать родителям

Что нужно знать о СДВГ?

Есть один случай, который я не очень люблю вспоминать.

У моего старшего сына СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Однажды, когда ему было 6 лет, мы обедали в ресторане. В зале было очень шумно, и честно сказать, возможно это не было дружелюбным местом.

Мы сели за стол, ребенок ерзал на своем месте. Он схватил соль и перец и начал играть с ними, делая вид, что они гоночные машины. Я продолжала убирать их, объясняя спокойно, но твердо, что они не игрушки, и он должен был оставить их в покое.

Но когда отвернулась, чтобы посмотреть в меню, я услышала резкий голос от женщины за соседним столиком.

Это была еще одна мама, она ругала моего сына за «вождение» перца к руке ее дочери. Мне сразу стало стыдно за его поведение. Я напряглась, повернулась к моему сыну и буквально залаяла: «Что ты делаешь? Я же сказала, чтобы ты их отпустил! Поставь на место!»

Потом к моему стыду присоединилось знакомое чувство вины и страха.

Я неоднократно попадала в подбные ситуации, когда мне жаловались на поведение Андрея на детской площадке, в детском саду, в ресторане.

Я получала сотни претензий от учителя в школе, и даже водила ребенка к психологу, который мне, как маме, сказал заветные слова: «С вашим ребенком все нормально».

В конце концов, я пришла к пониманию того, что большинство людей, которые судит, делают это, потому что они просто не знают что такое СДВГ и как себя чувствует ребенок.

Так получилось, что через несколько месяцев после этого случая я устроилась на работу в «Школу здоровья и индивидуального развития» в городе Санкт-Петербурге (на Хасанской), учителем информатики. Особенность этой школы в том, что она специализируется на обучении детей с СДВГ.

Детей в классах по 12-14 человек, и все с нормой интеллекта, но с особенностями в поведении. Именно там я научилась тому, что сейчас знаю и практикую об СДВГ.

Там я написала дипломную работу: «Влияние СДВГ на развитие связной речи у младших школьников», там я научилась принимать детей с СДВГ и работать с ними. Это был очень ценный опыт для меня, как для мамы ребенка с СДВГ.

Сегодня я хочу поговорить об этом для всех родителей, учителей, воспитателей, и просто тех, кто хочет знать чуточку больше об СДВГ.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Именно СДВГ часто является причиной непринятия ребенка учителями и одноклассниками, в следствие чего возникает снижение успеваемости (хотя дети с СДВГ не имеют нарушений в интеллекте), и конфликты на почве поведения ребенка.

Жалобы, недовольство, критика.

И родители попадают в неловкое положение, не зная, что же делать.

Дети с СДВГ часто оказываются в стрессовых ситуациях, создаваемых их проблемами. Они могут быть очень чувствительными, но им также может быть очень трудно выразить свои эмоции. Поэтому, когда у них вспыхивает гнев, они не могут погасить его и проявляют негативные эмоции открыто: крик, драки, убегание.

Им все время надо что-то делать, им тяжело «сидеть на месте».

Многие дети с СДВГ испытывают негативные эмоции в течение школьного дня, о которых родители не знают

Представьте себе день, который будет следующим:

Ваш ребенок приходит в школу без домашней работы (без ручки, которую потерял или забыл, без формы, которую не проверил или без дневника), и учитель хочет знать, почему.

Позже ребенок отвлекся, и пропустил указания учителя, какой номер или пример делать дальше, а следовательно, не может это завершить.

Если спросить учителя о том, что делать, обязательно последуют шутки и подколки, которые одноклассники вспомнят на перемене.

За обедом ребенка дразнят некоторые дети, и наконец, при сборах домой называют «неряхой», или «вечно считающим ворон».

Ребенок вернулся домой и столкнулся с большими объемом домашней работы, а дети именно глазами оценивают сложно им будет или нет. И им себя очень жалко от того, что теперь весь вечер сидеть за этими уроками!

Ведь дети с СДВГ редко без посторонней помощи или специальных навыков могут сделать задание быстро, т.к. для них самое трудное — начать.

У ребенка уже был стрессовый день, но вы этого не знаете. Вы посылаете ребенка, чтобы заправить кровать, которую ребенок забыл заправить этим утром.

Вместо того, чтобы пойти сделать это простое дело, ребенок словно срывается  и начинает ругатся, кричать, психовать и проявлять гнев или плакать.

Все дело в том, что у детей  с СДВГ есть некая точка кипения, достигнув которую, система торможения больше не работает. И ребенок отдает автопилот системе «возбуждения».

Сдвг и импульсивность или проблемы самоконтроля

Смешайте импульсивность с гневом, и вы получите взрыв.

Там, где другие дети могут спокойно дымиться, ваш ребенок может хлопнуть дверью или ударить по мебели. Он просто не в состоянии сдержать свои сильные чувства.

Сдвг и эмпатия

Эмпатия — это больше, чем просто забота о других. Речь идет о том, чтобы учитывать потребности других людей.

Дети, у которых нет СДВГ, могут думать о том, как их поведение влияет на других людей.  Они могут использовать это понимание, чтобы держать свои эмоции под контролем.

Дети с СДВГ не всегда могут использовать эмпатию как способ регулирования своего поведения. Однако это не значит, что они небрежны или грубы.

Или что они не чувствуют себя плохо, когда теряют самообладание.

Сдвг и тревога, депрессия или другие проблемы психического здоровья

Дети с СДВГ часто испытывают трудности с эмоциями в целом.

Они, как правило, застревают в своих чувствах.

Поэтому, если ситуация заставила их нервничать неделю назад, они все равно могут носить с собой. И они могут быть очень обеспокоены тем, что происходит в будущем.

Сдвг и вопросы обучения

Дети с СДВГ могут также иметь недиагностированные проблемы с обучением.

Это может сделать обучение в школе еще более трудным и расстраивающим, что может привести к частым эмоциональным срывам ребенка.

Если вы родитель, и обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть проблема с обучением, поговорите с учителем вашего ребенка.

Если вы учитель — изучайте вопросы СДВГ, принимайте детей и находите подходы к обучению детей. Не требуйте от них самоконтроля, не обучив их самоконтролю. Не требуйте эмпатии, не проявляя эмпатии.

Научите ребенка техникам эффективного обучения, которые сократят в несколько раз время на выполнение домашних заданий, а значит нервы и силы.

Мы имеем отличную практику обучения детей с СДВГ по специальной программе по обучению детей в «Школе спецагентов эффективного обучения»

В данной программе мы опираемся на сильные стороны ребенка, развивая память, внимание, мышление, навыки самостоятельности, самоконтроля и самообучения.

Как еще можно помочь

Иногда самая сложная проблема в отношении с ребенком с СДВГ — это самому оставаться спокойной.

Вот несколько стратегий, которые можно попробовать до, во время и после взрыва эмоций у ребенка:

Обратите внимание на триггеры. Наблюдайте за поведением и делайте заметки. Знание того, что раздражает иил вызывает гнев,  может помочь вам предвидеть проблемы и обсудить их заранее. Например, часто дети СДВГ «срываются», просто потому что могут быть голодными или усталыми.

Помочь ребенку понять основные потребности — важный первый шаг

Объясните, что вы видите.  Вы можете помочь своему ребенку идентифицировать свои эмоции, спокойно произнеся такие вещи, как «Ты выглядишь очень сердитым» или «Ты поднимаешь на меня свой голос».
Покажите эмпатию, чтобы ребенок учился сопереживать вам.

Ваши слова могут помочь ребенку лучше понять вашу точку зрения. Вы можете сказать что-то вроде: «Ты не утренний человек, и ты можешь быть ворчливым, когда проснешься.»

«Я вижу, ты разочарован. Поговорим об этом после завтрака.»

Не включайтесь в гнев!

Когда ваш ребенок действует в гневе, постарайтесь не проявлять никакого интереса. Вы можете сказать: «Эта ситуация выходит из-под контроля. Давай успокоимся, зайдя в отдельные комнаты. Через несколько минут мы снова можем вернуться вместе. Это может остановить гнев ребенка (и ваш) от эскалации. Это также дает ребенку способ обрести себя  и начать снова без гнева.

Важно помнить, что  когда дети с СДВГ теряют самообладание, они часто чувствуют себя ужасно после этого

Спокойно говоря такие вещи, как «Ты выглядишь очень сердитым», может помочь ребенку научиться распознавать и управлять своим гневом.

В обучении для ребенка важна ситуация успеха, и учитель, принимающий ребенка.

Так же важно учитывать, мальчик у Вас или девочка. 

Вы можете подробнее узнать об обучении мальчиков, в том числе с СДВГ в книге Ренаты Кирилиной «Обучаем мальчика в начальной школе»

Купить и изучить книгу «Обучаем мальчика в начальной школе»

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/giperaktivnost-rebenka-sdvg-chto-nuzhno-znat-roditelyam/

СДВГ: 10 мифов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности | Милосердие.ru

Что нужно знать о СДВГ?

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных.

Рисунок Дмитрия Петрова

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек/

Не станем здесь обсуждать главный миф, который активно поддерживают, например, сайентологи и организованная ими Гражданская комиссия по правам человека: мол, СДВГ – это надувательство, миф, результат всемирного заговора психиатров и фармакологов.

Спорить с сайентологами – так же бессмысленно, как мести дорогу в листопад, сколько ни убирай – нападает еще. Отношения сайентологов с психиатрией и психологией вообще и с СДВГ в частности – отдельная огромная тема, которая еще ждет своего исследователя.

Но недоверчивое российское общество очень охотно принимает на веру идеи «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». На этом и остановимся.

«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»

На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.

Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы.

Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение.

Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей — просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…

Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» — и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.

«Ремня им хорошего надо»

Ремень – это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень – у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго – до подросткового возраста. А потом?

А самое главное – насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате.

Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения – что сначала, что потом, что в последнюю очередь, — и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок.

А ремень ничему не учит.

«Они себя не контролируют – они больные, значит, им надо все прощать»

Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать – это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?

Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ – это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у этих детей быстро угасает).

«Их не надо лечить, их надо воспитывать»

Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, — и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить.

Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе — жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения.

Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.

«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»

Лечиться бывает необходимо.

Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы.

В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.

«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер

Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса.

Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы – самый простой вариант, но совершенно незаконный.

В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.

«Такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов»

Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, — антисоциальный исход становится для него все более вероятным.

Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма. Простые и понятные меры – «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» — с такими детьми не работают.

Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.

«Сейчас у всех детей дефицит внимания, это из-за компьютера и телевизора»

В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.

В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров.

Разумеется, все это верно и для нового поколения детей.

Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию – авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения – но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.

Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала.

Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут – и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны.

Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору – но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда – миф 8:

«Да нет у него никакого дефицита внимания, вон он четвертый час за телевизором сидит и внимательно смотрит»

Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным.

Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку – мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий.

А вот когда ведем машину – надо специально сосредоточиться – и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).

Телевизор и компьютер сами тебе светят, мерцают, поют, пляшут, развлекают – от тебя не требуется никакого усилия, чтобы удерживать внимание на экране или мониторе. Наоборот, детям с СДВГ очень сложно от них отлипнуть.

То же самое у них бывает с очень любимыми делами – собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии – усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много.

Единственное исключение – дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.

«Это дети индиго, им не надо мешать, они обладают врожденной мудростью»

«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.

В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.

Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым — принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.

«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками

Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность – активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель – сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.

Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).

Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ.

Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.

Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.

Кадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая

Также по теме:
Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/10-mifov-o-sindrome-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-2/

Вокруг синдрома: Все, что вы хотели знать о СДВГ

Что нужно знать о СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, – камень преткновения среди родителей, когда речь заходит о развитии детей. Ребенок по природе своей активен, непоседлив, так он познает мир.

Но насколько непоседлив, активен или уже гиперактивен? Одни родители считают, что СДВГ – это миф, другие считают синдром страшным диагнозом.

Проясняет ситуацию и развеивает мифы детский невролог Виктория Шараевская, врач медицинской сети «Добробут».

Почему СДВГ диагностируют как единый диагноз, и как между собой связаны дефицит внимания и гиперактивность?

Диагноз включает в себя симптомы как гиперактивности, так и дефицита внимания. Сейчас врачи склоняются к тому, что одно не может быть без другого. Но у ребенка на первый план могут выходить проявления гиперактивности и импульсивности, либо дефицит внимания больше себя проявляет.

Также есть возрастные особенности: у детей дошкольного возраста чаще проявляются гиперактивность и импульсивность, у школьников выходит на первый план дефицит внимания. Бывает и так, что СДВГ может сочетаться с различными нарушениями психологического развития, например, аутизмом.
В три-четыре года родители уже могут замечать первые симптомы.

Но здесь важно не путать, так как у маленьких детей гиперактивность бывает ситуационной. Например, если в доме собрались гости, много людей, мама хочет уделить внимание, а ребенок все время бегает и всем мешает — это оттого, что он перевозбудился от непривычной обстановки.

Часто за симптомы СДВГ принимают детскую активность, подвижность, любопытство, впечатлительность, очень часто — протестное поведение.

Каковы предпосылки для возникновения СДВГ?

На сегодняшний день этиология синдрома не определена четко. Есть несколько вариантов того, что может быть причиной его возникновения:

1. Генетика, и я больше склоняюсь к этому. Когда ко мне приходят детки с СДВГ, то, как правило, их мама или бабушка вспоминают, что кто-нибудь в семье был таким же.

2. Есть версия, что возникновение СДВГ связано с протеканием беременности, угрозами на ее протяжении.

3. Проблемы во время родов и в раннем постнатальном периоде (гипоксия, родовая травма, метаболические, нарушения). Есть наблюдение, что недоношенные маловесные дети часто страдают СДВГ.

Какая совокупность симптомов дает вам понимание, что не все в порядке?

Мы пользуемся американской статистической классификации психических расстройств DSM IV, согласно которой есть девять критериев гиперактивности и импульсивности и девять критериев дефицита внимания. Диагноз ребенку выставляется примерно в три-четыре года.

Раньше было мнение, что эти симптомы проявляются до семи лет, но в последней, пятой редакции, эта планка отодвинулась до 12 лет. СДВГ страдают по статистике больше мальчики, чем девочки.

Но есть такой нюанс: у девочек чаще есть проявления синдрома дефицита внимания, и не всегда родители его отмечают.

Признаки гиперактивности и импульсивности:

  • ребенок очень беспокоен, не может усидеть на месте — все время в движении;
  • в ситуациях, требующих статичного положения, встает, ходит, бегает (в транспорте, в театре, в школе);
  • хаотичная двигательная активность: бегает, крутится, вскарабкивается без определенной цели;
  • не может играть в тихие спокойные игры;
  • постоянно находится в движении, будто заведен ;
  • очень говорлив;
  • быстро отвечает на вопрос, не дослушав и не подумав, сначала говорит, потом думает;
  • не может дождаться своей очереди (в игре, на уроке и т.д.);
  • часто мешает другим, вмешивается в разговоры, игры.

Признаки дефицита внимания:

  • ребенок не может долго удержать внимание, ошибается при выполнении заданий;
  • быстро и часто переключатся, очень легко отвлекаются;
  • не может следовать определенным правилам, инструкциям;
  • как будто не слышит обращения к нему;
  • тяжело самоорганизовывается (при обучении, игре);
  • увиливает от заданий, требующих длительной концентрации;
  • часто теряют свои вещи (одежду, игрушки, школьные принадлежности);
  • очень легко отвлекается на посторонние раздражители;
  • забывчивость в быту.

Если родители замечают хотя бы половину из вышеперечисленных признаков на протяжении 6 месяцев в более чем двух ситуациях, например, дома, в школе, на прогулке и такое поведение мешает социальной адаптации ребенка, стоит обратиться к специалисту. Таким деткам очень сложно заводить друзей и налаживать отношения, когда начинается учеба, они плохо учатся, а в дальнейшем все это нарастает, как снежный ком.

С СДВГ не бывает так, что ребенок дома гиперактивный, а на детской площадке «тише воды ниже травы». Поэтому также важно, чтобы и педагоги знали о синдроме и понимали, как себя вести с таким ребенком.

Ведь огромная помощь родителям в обратной связи — что видит педагог в детском саду и школе, когда ребенок находится там.

Кроме того, такие детки имеют проблемы с обучением, и когда они идут в школу, родителям очень важно искать педагогов, которые умеют работать с ними. Также важно всегда честно говорить педагогам об СДВГ.

Есть ли феномен перерастания СДВГ? Диагностируют ли его взрослым?

Гиперактивность, как правило, отодвигается на второй план, но дефицит внимания остается. Такие взрослые забывчивы, импульсивны, несдержанны. Они испытывают проблемы в общении, сложности при необходимости быстро сконцентрироваться, перепады настроения, депрессию.

Развеиваем мифы: есть родители, которые утверждают, что проблемы нет. Так ли это?

Позиция страуса не решает проблему. Если родители ее отрицают, это не значит, что ее не существует. Дети с СДВГ испытывают трудности в общении, при обучении в школе, что приводит к социальной дезадаптации. При оказании своевременной помощи эту проблему удактся минимизировать.

Миф второй: дети с СДВГ не могут учиться в общеобразовательной школе. Так ли это?

Это категорически неправда! Конечно, это сложно, потому что дети с СДВГ непростые. Наших педагогов можно понять, у них очень большие классы, и им сложно справляться и учитывать потребности деток, имеющих проблемы с вниманием.

Если говорить о зарубежном опыте, то для таких детей есть тьюторы. У нас их, правда, только готовят, но школы, например, заинтересовывают студентов педагогических вузов для помощи учителям в работе с гиперактивными детками.

Инклюзия у нас развивается, но детям с СДВГ она не обязательно нужна. Есть дети с СДВГ, которые все быстро схватывают, к примеру, они быстро делают задание и начинают мешать другим, их родителям я рекомендую по возможности выбирать школы-сады.

Там всегда есть игровая комната или комната для отдыха, и такие дети могут там поиграть или полежать в перерывах между заданиями и таким образом сбрасывать свою энергию.

Как работать с детьми с СДВГ учителям?

Во-первых, им нельзя приказывать неподвижно сидеть целый урок, им можно предлагать задания, которые могут удовлетворить их потребность в активности, например, вытереть доску, раздать тетради и т.д. Таких детей лучше усаживать за первые парты, чтобы они были в поле зрения учителя.

Не должно быть много раздражителей, например, ярких плакатов перед глазами, которые отвлекают внимание. Очень важно поощрять за то, что получается, и не акцентировать внимание на неудавшемся. Мне кажется, что начальная школа у нас развивается, педагоги знают об СДВГ больше, и это дает надежду.

Задача доктора же донести родителям и самому ребенку, в чем причина сложностей в коллективе, в обучении. Понимание корня проблемы — это путь к ее решению.

Миф третий: СДВГ – поколенческая проблема. Так ли это?

Я практикую 17 лет, и мне кажется, что сейчас родители больше читают, знают и чаще приходят за консультацией, чтобы просить о помощи и понять, гиперактивность это или нет. Потому что повышенная активность, любознательность не обязательно является симптомом.

СДВГ был всегда, хоть в Советском Союзе этот диагноз и не выставляли. Если вы вспомните свою школу, то наверняка с вами учился какой-нибудь крайне непоседливый мальчик. С СДВГ ситуация такая же, как и с утверждением о том, что раньше не было аутизма.

Мне кажется, половина диагнозов были спрятаны за другой психиатрической патологией, а большая часть пациентов (их родителей) просто не обращались за помощью.

А сейчас доказательная медицина во многом нам помогает, сейчас мы открыты и можем общаться с зарубежными коллегами, знать об их опыте.

Какие методики лечения практикует украинская медицина?

Первый доктор, с которым встречаются родители, — педиатр, а сейчас и семейный доктор. В силу нашей ментальности многие все еще не идут к психиатру, даже если их направят, поэтому чаще обращаются к детскому неврологу.

При первой встрече диагноз не выставляется, за ребенком нужно понаблюдать, если у меня есть подозрения на СДВГ, то направляю к детскому психиатру, при необходимости именно этот специалист назначает адекватное медикаментозное лечение. В лечении используют атомоксетин (Страттера), психостимулятор, некоторые антидепрессанты.

Кроме медикаментозной терапии, применяется психолого-педагогическая коррекция, психотерапия (поведенческая, семейная, индивидуальная и групповая психотерапия для ребёенка, группы обучения для родителей).

В каких случаях медикаментозного лечения не избежать?

Если ребенок дезадаптирован, испытывает большие трудности в обучении, общении со сверстниками — медикаментозная терапия обязательна.
Хочу отметить, что популярные на постсоветском пространстве препараты ноотропной группы, нейролептики, сосудистые препараты, фитопрепараты, БАДы, гомеопатия не включены ни в один протокол лечения СДВГ за рубежом.

Как родителям помочь ребенку с СДВГ?

Должны быть четкие правила, рамки, режим дня, и они не должны меняться день ото дня. В коммуникации нужно дождаться контакта «глаза в глаза» и говорить четко и конкретно, особенно с маленькими детьми.

Ваши пространные нотации, аргументы – для ребенка абстракция, он их не понимает и не слышит. Например, вместо «убери, наведи порядок» нужно говорить «собери игрушки в этот ящик». Пространство, в котором живет ребенок, должно быть упорядоченным, вещи должны лежать на одних и тех же местах.

Нужно просить ребенка придерживаться этого порядка и хвалить, если у него получается.

Хорошее поведение нужно стимулировать, на плохом не акцентировать внимание. Следует сосредоточиться на сильных сторонах ребенка, если он любит футбол, то давайте ему этим заниматься. Изучайте что-то новое через то, что интересно и уже известно ребенку. К примеру, если он любит динозавров, то цвета можно учить разрисовывая их.

Деток, и не только эмоционально лабильных, но всех, нужно готовить к пребыванию вне дома. Всем хочется вау-эффекта, сюрпризов, но детям с СДВГ они нежелательны. Если вы идете на день рождения или в больницу к врачу, то нужно рассказать, что его ожидает. Например, к врачу можно привести своего «захворавшего» зайчика, прийти с детским набором врача.

Тогда ребенок легче идет на контакт с доктором и охотно включается в игру, ему не так тревожно. Все мы, и взрослые в том числе, боимся неизвестности. Если ребенок приходит в новое место с чем-то своим, он чувствует себя безопаснее и спокойнее.

Кроме того, хочу отметить, что в заботах о ребенке (а речь идет о гиперактивном ребенке) родители забывают часто о себе. Родители особенных деток вымотаны, это тяжелая работа без выходных. И часто такие детки – только на маме, в то время как папа на работе.

Вам нужно устраивать так, чтобы к примеру, приехала бабушка, няня или друг человек, который может помочь, хотя бы на полдня, а родители могли пойти в кино, кафе, встретиться с друзьями и на что-то отвлечься.

Кристина Доминиани

Источник: http://womo.ua/vokrug-sindroma-vse-chto-vyi-hoteli-znat-sdvg/

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Взгляд на проблему практикующего психолога

Что нужно знать о СДВГ?

Что же такое СДВГ? Диагноз? Отклонение в развитии? А может быть высокий потенциал? Каковы причины возникновения СДВГ? Как справиться, как помочь этим детям и их родителям?

По МКБ-10 СДВГ классифицируется, как F 90.0 (нарушение активности и внимания) и F 90.1 (гиперкинетическое расстройство поведения). Однако, прямое соотнесение с неврологической патологией не допускается, поскольку подразумевается прежде всего расстройство поведения. Важное условие: у ребенка сохранен интеллект, он не обнаруживает негативизма и не стремится к острым ощущениям.

Исходя из наблюдений в работе с такими детьми, могу сказать, что многие из них имеют очень высокий потенциал. Если СДВГ не осложнён умственной отсталостью, то такой ребёнок одновременно может выполнять несколько действий одновременно, причем делает это очень качественно.

Для такого ребёнка естественно слышать учителя, разговаривать с соседом по парте и выполнять задание на другой урок. Как правило память у таких детей прекрасная. Малыши всегда запоминают малейшую мелочь в кабинете психолога, и стоит только на секунду отвлечься – горсть песка уже брошена на ковер.

Стоит ли говорить, почему такие дети доставляют массу хлопот и трудностей родителям, воспитателям, учителям?! Они просто изматывают своим поведением! Но каким бы провокационным такое поведение ни казалось взрослым, дети ведут себя так совсем не за тем, чтобы им досадить.

Они просто не умеют по-другому! Критичность таких детей к самим себе нарушена, он попросту не понимают, что такого они натворили. Взаимодействие между структурами мозга таких детей изменены. И то, что взрослые принимают за действие «назло», на самом деле физиологически обусловлено.

Фазы активности и переутомления могут резко сменять друг друга. Ребёнок не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. При выполнении заданий такие дети ведут себя по-разному и показывают очень разные результаты.

(На некоторых занятиях спокойны, на других – нет, на одних уроках успешны, на других – нет). Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

СДВГ имеет триаду симптомов: гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания. Диагноз может поставить только психиатр. Однако, можно предположить наличие СДВГ и начать грамотную психо-педагогическую работу с ребёнком, если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков:

– Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

– Не слушает, когда к нему обращаются.

– С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

– Испытывает трудности в организации.

– Часто теряет вещи.

– Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

– Часто бывает забывчив

– Постоянно ерзает.

– Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

– Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

– Очень говорлив.

– Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

– Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

– Плохо сосредоточивает внимание.

– Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

Причины возникновения СДВГ в основном имеют генетический характер и передаются чаще по мужской линии. Да и присущ этот синдром больше мальчикам.

Второй основной причиной можно назвать инфекции матери во время беременности и отравление токсическими веществами (алкоголь, наркотики, химические вещества).

Третьей основной причиной являются социальные факторы, такие как эмоционально холодная мать, патологические типы воспитания, неблагополучный социальный климат семьи.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:

– обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;

– соблюдение режима дня и достаточное время для сна;

– соответствующая медикаu001fментозная поддержка;

– разработка индиu001fвидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей;

– своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Что нужно знать педагогам о детях с СДВГ? Главное – это принятие ребёнка. Такие дети должны учиться в школах вместе с «обычными» детьми.

Просто им необходимо дополнительное пространство (например, мягкий мат в углу класса), в котором такой ребёнок сможет передохнуть в то время, пока остальные дети продолжают спокойно заниматься.

Здесь возникает сложность только в позиции учителя. Технически это сделать не так уж трудно.

В детских садах ребёнку так же необходимо в момент переутомления прервать занятие и спокойно заняться заранее обговоренной деятельностью, которая не мешает другим. Детям с СДВГ просто необходимо, как воздух, удовлетворять потребность в активности!

Заповеди для родителей просты: любовь и принятие всегда! Самая простая еда, соблюдение режима, максимум свежего воздуха и движения. Создание ребенку безопасного психологического климата в семье.

Детям с гиперактивностью следует избегать:

– командных игр (слишком сильные эмоциональные перегрузки);

– долгого просмотра телепередач и занятий на компьютере;

– большого скопления людей (это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие);

– переутомления (снижает концентрацию внимания).

Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Способы коррекции разнообразны. Но самым правильным, на мой взгляд, будет начать с семейной психотерапии.

Из психологической помощи показали хорошие результаты терапия водой, песком, арт-терапия, игровая терапия, индивидуальная и групповая психотерапия.

Биокоррекция (ЭЭГ, Интерактивный метроном, БАК, метод Томатис), физиотерапия, рефлексотерапия должны идти параллельно с психологической помощью.

И последнее. Помощь детям с СДВГ должна оказываться в трёх направлениях: медикаментозная поддержка, психологическая помощь и педагогическая грамотность.

(При подготовке статьи использовались материалы книги Юрия Анатольевича Фесенко, Михаила Ивановича Лохова, Елены Владимировны Фесенко «Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок».)

АВТОР ДОБРОВОЛЬСКАЯ ИННА АНАТОЛЬЕВНА

Психолог, специалист по работе нарушениями у детей (РДА, РАС, СДВГ), психотерапевт по методу символдрамы, член Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО).

Эксперт Уральского представительства содружества педагогов и психологов раннего развития  https://.com/sprr74

 

Сертификат на материнский капитал – верный помощник российских семей в решении квартирного вопроса.

Уже семь лет финансовый магазин Боггат успешно работает на благо россиян с детьми, предоставляя выгодные и комфортные займы по программе «Материнский капитал».

Это – ваша законная возможность использовать средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до наступления трехлетия ребенка.

О том, как работают с маткапиталом в Боггат и кому подходит данный продукт, рассказывает заместитель председателя правления компании Александр Орехов.

­– Расскажите об особенностях использования средств материнского капитала до трехлетия ребенка. На какие цели их можно направить в соответствии с законом?

Специалисты Boggat Finance Store используют универсальную систему выдачи займов под материнский капитал, которая удобна всем нашим клиентам.

Она, в том числе, позволяет купить квартиру на вторичном рынке; приобрести квартиру в новостройке с помощью долевого участия; выкупить комнату в квартире, общежитии или часть дома.

Средства материнского капитала можно использовать для покупки дома в черте города или в сельской местности, где вы можете и жить, и отдыхать; для постройки или завершения строительства жилого дома, в том числе, и в другом регионе. Также можете выкупить жилье у родственников, например, родителей.

К сожалению, далеко не все семьи знают об этой возможности, не располагают всей необходимой информацией и не знают, где ее получить. Ответ: у нас, в Boggat Finance Store. Мы состоим в реестре Банка России и работаем под его строгим контролем, а, значит, обеспечиваем 100% законность и целевое использование данных средств.

Отдельно отмечу, что об обналичивании средств материнского капитала не может быть и речи. Федеральный закон №256-ФЗ предусматривает исключительное целевое использование средств займа на улучшение жилищных условий.

Обналичивание материнского капитала является уголовно преследуемым деянием, за которое предусмотрена соответствующая ответственность, в том числе, и для владельца сертификата.

Мы не устаем предупреждать семьи, чтобы они не попадались на уловки мошенников и использовали свои права на маткапитал только в рамках закона.

­– Расскажите об условиях выдачи займа подробнее.

Boggat Finance Store предлагает своим клиентам шесть различных программ выдачи займов. Воспользоваться каждой из них можно в любой точке России. Программы составлены таким образом, что подходящие условия найдет для себя каждая семья.

Пакет документов, требующийся для проведения сделки, минимален. Страхование объекта недвижимости и справка из БТИ не нужны.

Для того, чтобы семьям с детьми было еще удобнее и комфортнее с нами работать, мы оказываем полное бесплатное юридическое сопровождение сделки, собираем и подготавливаем необходимый пакет документов в Пенсионный фонд РФ.

В силу того, что не все продавцы недвижимости готовы ждать, у нас есть возможность выдачи необходимой суммы уже в день подачи документов. Плата за пользование займом является одной из самых низких на рынке. Этот факт отмечают многие наши клиенты, что служит еще одним нашим преимуществом.

– Кто может воспользоваться займом?

Владелец сертификата на материнский капитал, получивший его на руки. Справка о доходах, положительная кредитная история или поручители не требуются. Соответственно нахождение заемщика в декретном отпуске не является препятствием, что очень удобно.

Ну, конечно, одно из главных преимуществ – это возможность использовать средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до того, как ребенку, рождение или усыновление которого дало право на получение сертификата, исполнится три года.

Справить новоселье на три года раньше и зажить своей семьей полноценной автономной жизнью в собственном доме или квартире – это же здорово! Зачем откладывать этот момент?

– Из каких шагов состоит процесс оформления займа и направление средств маткпитала на улучшение жилищных условий?

Это простая, понятная и удобная очередность действий, которую консультанты Боггат довели до автоматизма. Они сопровождают и консультируют клиента на всех этапах работы, которая включает подачу соответствующей заявки на сайте www.boggat.

ru или в ближайшем подразделении нашего финансового магазина, оформление заявление о выдаче займа, сбор достаточного пакета документов, подписание договора займа.

Далее следует бесплатная проверка объекта недвижимости нашими экспертами, перечисление средств пайщику-заемщику для расчета с продавцом, регистрация договора купли-продажи в Росреестре.

Завершающие этапы – перевод денежных средств, находящихся на материнском сертификате, Пенсионным фондом РФ в Boggat Finance Store в счет погашения по договору займа и снятие залога с объекта недвижимости в Росреестре. Вот и все! 
­- Почему выгоднее взять займ под материнский капитал, а не сотрудничать с Пенсионным фондом напрямую?

Одна из главных причин, это, конечно сроки. Допустим, при покупке квартиры, после заключения договора купли-продажи отчисления из ПФ РФ придется ждать около двух месяцев. Не каждый продавец на это согласится.

В случае направления средств маткапитала на строительство дома Пенсионный фонд проводит расчет в два этапа, пауза между ними составляет до восьми месяцев. Boggat Finance Store позволяет получить всю необходимую сумму сразу.

Мы создали для российских семей наиболее простые, комфортные и выгодные условия займа под маткапитал, которые оценены по достоинству тысячами родителей! Многие из наших клиентов впоследствии продолжают с нами сотрудничество.

Нас активно советуют родственникам и друзьям, – почти половина новых обращений происходит по рекомендации. Значит, мы работаем действительно хорошо. Ждем вас!

Адрес представительства в Челябинске: ул. Кирова, 159, офис 1407. 8 800 250-11-88, сайт www.boggat.ru

Займы клиентам физическим лицам ООО “Боггат” предоставляются только под ипотеку ИНН 7453323475, ОГРН 1187456034897. Юридический адрес: 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Кирова, 159, оф 1407.

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles.html?uid=1508

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.