Синдром мертвой матери: что нужно об этом знать

Содержание

Сироты при живой родительнице: что такое синдром мертвой матери?

Синдром мертвой матери: что нужно об этом знать

В психологии встречается такой термин как синдром мертвой матери.

Чтобы правильно оценить последствия для ребенка, важно знать, что это и каким образом бороться с проблемой.

Как шизофреногенная мать влияет на будущее своего ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

О феномене

Феномен мертвой (убивающей) матери — что это такое?

Синдром мертвой матери — одна из сложных психологических проблем.

Речь идет не о реально умершем человеке, а о женщине, которая ведет себя отстраненно. Ребенку кажется, что на самом деле у него нет матери, вместо нее пустота, которую нечем заполнить.

Это ведет к возникновению ряда психологических проблем. В детском возрасте ребенок не только физически, но и эмоционально зависит от своей матери. Ему требуется наличие эмоциональной связи, чтобы правильно развиваться.

Феномен впервые описал Андре Грин. Он говорил, что такое чаще всего возникает, когда у женщины сильная депрессия, спровоцированная потерей кого-то.

Также может развиваться в семьях, где присутствуют абьюзные отношения.

Причины возникновения

Родительница, находясь в депрессии, остро переживает свое горе. При этом она продолжает ухаживать за ребенком, но эмоционально от него отстранена.

Он чувствует, что бессилен что-то изменить, стать ближе, и это также влияет на его психическое состояние и дальнейшее развитие психики.

У мертвой матери чувство любви идет рядом с агрессией. Происходит это также из детства, когда она недополучила любви от своей собственной матери.

В итоге получается так, что привязанность начинает связываться с разочарованием и опасностью.

А это в свою очередь снова порождает агрессию, которая уже в дальнейшем распространяется и на ее собственное потомство.

Когда она теряет связь с объектом любви, например, вследствие потери близкого человека, измены или токсичных отношений, то поначалу впадает в депрессивное состояние.

В итоге начинает отдаляться от членов семьи, и в первую очередь от своего ребенка. Она заботится о нем, выполняет то, что необходимо, ухаживает, пытается воспитывать и обучать, но при этом пропадает эмоциональный контакт.

Дочь или сын в свою очередь пытаются восстановить эту связь, обратить на себя внимание.

И чаще всего это выражается в деструктивном поведении, ведь так проще сделать, чтобы тебя заметили. Женщина выражает гнев, а дошкольник или уже подросток чувствует свою значимость — его заметили.

В итоге агрессивное поведение, как способ выражения любви, закрепляется. Провоцировать внимание к себе он может не только открытым агрессивным поведением, но и, например, появлением ночных кошмаров, различных страхов.

Так как родительница не обращает на это внимания, переживания ребенка не вызывают у ней ответной реакции, то он со временем тоже теряет возможность испытывать эмоции. В итоге и у него развивается известный синдром.

Как и в чем проявляется?

Для детей женщин с синдромом характерно ощущение бессилия.

Они не знают, как выйти из конфликтной ситуации, как любить, пользоваться своими талантами.

Мертвой матерью может стать женщина, которая находится в токсических отношениях. У нее просто не остается сил на себя, на положительные чувства к детям.

Она ведет себя равнодушно, отвергает детей. Нередко тоже начинает проявлять агрессию вместе со своим абьюзером. Происходит это по отношению к детям.

Находясь в созависимых отношениях, она может начать обращать внимание и видеть только негативные стороны, критиковать, обвинять, позволяет мужу издеваться над детьми.

Намного сложнее и опаснее, и для нее и для потомства, когда она становится мертвой убивающей матерью. Она не только проявляет агрессию по отношению ребенку. Здесь действия намного сложнее.

Она продолжает заботиться, что проявляется в крайней степени гиперопеки, излишней моральной ответственности. Такие матери притягивают к себе, а потом словно удушают излишней заботой, видимой любовью и опекой.

По мнению психологов, суровая, агрессивная мать может даже нанести меньше вреда, чем излишне опекающая и заботящаяся.

Дети таких матерей отмечают, что заботу они ощущают, когда с ними что-то случается. Если же все хорошо, то мать словно чувствует разочарование, ведь опекать некого, у ребенка все в порядке.

Она проявляет постоянную обеспокоенность здоровьем ребенка, ставит мрачные прогнозы, в том числе и относительно его будущего.

Внешне словно переживает за ребенка, но в то же время не реагирует на позитивные события, происходящие в его жизни.

Поведение таких женщин — преподнесение себя как человека, идущего на жертвы, заботливого, участливого. На самом деле все это выливается во внутреннюю и внешнюю агрессию.

Выявлена типология мертвых матерей, которая помогает более точно описать состояние и разработать метод лечения:
  1. Отвергающая. Она не способна любить. Не принимает своего ребенка таким, каков он есть.
  2. Удерживающая. Не способна поддержать изменения в ребенка, в итоге это приводит к отсутствию поддержки его личности и самоидетнификации.
  3. Конкурирующая. Не поддерживает развитие гендерной идентичности, поиск ребенка своего Я.

Типология привязана к разным этапам развития личности.

Взрослые, имеющие этот синдром, с виду совершенно нормальные люди. Они заводят семьи, делают карьеру. Окружающие могут и не догадываться о наличии определенных проблем.

У женщины могут быть внутренние переживания, с которыми она не в состоянии справиться, но при этом не делится ими с другими людьми. Она может даже не осознавать, что на самом деле с ней происходит и почему у нее такие нетипичные отношения к своему ребенку.

Попытку получить любовь они пытаются компенсировать различными способами — творчеством, окружая себя большим количеством людей, уходят в работу, заводя короткие романы.

Они любят своего ребенка, но не безусловной любовью, а за что-то — я люблю его, потому что он такой, он делает то-то.

Чем опасен?

Живя с такой матерью, ребенок начинает думать, что наиболее приемлемое поведение для него — связанное с неудачей. В итоге страдание для него становится синонимом любви.

Уже выросшие дети не умеют получать удовольствие от жизни, и эти взрослые страдают, видя, как другие радуются жизни, но сами они не понимают, как это надо делать.

У них есть зажатость и страх раскрыться, почувствовать настоящую любовь и удовольствие, страх стать к кому-то эмоционально привязанным и получить разочарование.

Они думают, что они хуже всех, ни на что не способны, не достойны привязанности и счастья. У них присутствует состояние никчемности и бессилия перед этим. Мир кажется враждебным и настроенным против них.

Женщины с синдромом мертвой матери не осознают внутреннего желания убить своего ребенка, сделать ему хуже.

Они не понимают, что получают удовлетворение, когда с ним что-то происходит, и тогда они могут проявить свою заботу.

Находясь в состоянии гиперопеки, ребенок, тем не менее, не ощущает тепла, эмоционального контакта.

Мать выражает свои чувства агрессивным поведением, но для ребенка это страшно и непонятно.

Младенец воспринимает эмоциональное состояние матери еще задолго до того, как становится в состоянии осознать свои эмоции, и это оказывает влияние на него самого. Именно поэтому так важен тесный эмоциональный контакт в раннем возрасте.

Однако и в последующие годы развития эмоциональный контакт очень важен, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, любимым и защищенным. Окружающий мир он воспринимает поначалу через родительское отношение, и если его отвергают, то и мир этот кажется враждебным.

В итоге человек учится доказывать свою любовь через агрессию, эмоции искажаются, и в последующем нормальные человеческие отношения становятся невозможными.

Ребенок вырастает, имея особенности характера, исправить в дальнейшем которые бывает достаточно сложно:

  • повышенная тревожность, постоянное ожидание опасности;
  • ощущение пустоты внутри себя;
  • неспособность принять любовь и поддержку от окружающих людей;
  • недоверие к миру и другим людям;
  • сомнения в том, а действительно ли его любят;
  • нарушение чувствительности;
  • аутоагрессия, причем она может не осознаваться, стремление к смерти;
  • страх совершить ошибку;
  • эмоциональная холодность, отсутствие желания проявлять любовь, отдавать ее окружающим, дарить тепло близким людям.

Как избавиться от синдрома?

Лучший вариант — обратиться к психологу. Если нет такой возможности, можно попробовать исцелиться от комплекса самостоятельно.

  1. Осознать агрессию, к себе, ребенку, мужу, собственной матери.
  2. Заметить, каким образом эта агрессия выражается и в каких ситуациях.
  3. Научиться контролировать аффекты. Процесс долгий. Придется каждый раз осознавать появление агрессии, фиксировать момент, когда она должна выплеснуться наружу, и останавливать ее.

    Важно понять, что происходящее — всего лишь проекции того, что было.

  4. Осознать, что на самом деле ваша агрессия — это ваша любовь, просто выраженная в неправильной форме. Впустите ее. Вполне вероятно, что одновременно придет чувство жалости к себе.
  5. Появившуюся боль рекомендуется выплакать. Не бойтесь своих эмоций — вспомните детство, прошлые обиды, отношения с родителями. Поймите, что от родителей вы уже не получите порции любви, которую они должны были дать в детстве. Этот факт надо принять и простить их за это — они не виноваты, что не умели проявлять свои чувства.
  6. Примите свою мать. Примите то, что с вами произошло и что есть сейчас. Теперь ваша судьба в ваших руках.
  7. Разрешите себе любить, быть счастливой. Разрешите принимать любовь от мужчины и дарить ее своим детям.

Если обнаружен синдром мертвой матери, то первая задача — не дать ему развиться окончательно. Избавляться от проблемы лучше до появления своих детей, но и в этом варианте еще можно что-то изменить.

Профилактика появления

Большое значение имеет осознание своего настоящего отношения к ребенку. Мать должна понять, что она теряет эмоциональную связь, и это непосредственно сказывается на развитии малыша.

Нередко проблема начинает проявляться уже во время беременности, когда плод воспринимается как нечто чуждое и нежелательное.

В это время женщина должна постараться восстановить эмоциональную связь, попытаться почувствовать ребенка, стать ему ближе.

Одна из задач в предотвращении — оценка отношений со своей матерью. Вспомните, что вы чувствовали, когда вас отвергали или излишне опекали, но без любви, а потому что так принято.

В терапии важно уметь простить собственную мать, принять ее, понять, что по-другому она просто не смогла строить отношения со своими детьми.

Найдите возможность идентифицировать себя с матерью, а не пустотой, которую она создавала.

Задача терапевта и самого пациента — оживить эмоции, помочь раскрыться чувству любви.

Синдром мертвой матери требует необходимости проведения терапии, и не только с самой женщиной, но и ее потомством.

И чем раньше она придет на консультацию, тем выше вероятность излечения и того, что она не передаст проблему дальнейшим поколениям.

Что такое мертвая убивающая мать? Мнение психолога в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/stressy-depressii/sindrom-mertvoj-materi.html

Как жить с синдромом мёртвой матери

Синдром мертвой матери: что нужно об этом знать

Взрослым, успешно справившимся со своими травмами, трудно понимать людей, которые в зрелые годы размахивают детскими страхами и оправдывают свои неэтичные поступки вредом, нанесённым родителями. Но люди любят делать свои проблемы достоянием окружающих, а их за это не любит никто.

Поэтому быть хорошим другом не в ущерб себе, уметь выслушать другого, проявить участие и при этом соблюсти дистанцию, не травмировав травматика ещё больше — задача нетривиальная.

Чтобы к ней подступиться, нужно понять и механизм травмы, и причины дальнейшего поведения человека, а это не одно и то же.

Откуда что берётся

Природа любой психологической травмы связана с глубоким потрясением, и общение с травмированной матерью становится травмирующим потрясением для ребёнка.

Травмируют разочарование, предательство, смерть близких, ссоры, конфликты в семье, безразличие родителей, развод родителей, в котором ребёнок часто винит себя, любые стрессовые ситуации, угрожающих жизни или нарушающих ощущение безопасности.

Именно отсутствие ощущения безопасности, которое должна давать мать, но не делает этого, порождает её двойника, тень, которая приходит на смену настоящей матери.

«Мёртвая мать» не справилась со своими травмами, например, с переживанием развода (обманом мужа, абортом, выкидышем), она отстранилась, впала в депрессию, у неё высокая тревожность и она совершенно бессильна.

Теперь она жестока к ребёнку, он его отвергает, подавляет и открыто винит во всех своих проблемах.

Вырастая, дети таких матерей демонстрируют неуверенность в себе, у них плавающая самооценка: чувство собственной неполноценности сменяется моментами мании величия.

Когда мёртвые убивают

«Налицо ощущение бессилия: бессилия выйти из конфликтной ситуации, бессилия любить, воспользоваться своими дарованиями, преумножать свои достижения или, если таковые имели место, глубокая неудовлетворённость их результатами» — так охарактеризовал детей-травматиков автор термина «мёртвая мать» психоаналитик Андре Грин в своём докладе в Парижском психоаналитическом обществе 20 мая 1980 года.

«Моё первое осознание мёртвой матери сначала пришло ко мне во время терапии задолго до прочтения Андре Грина. Я до сих пор помню эту бурю горя, горечи, душераздирающей боли, и наполненной душу страданиями, а так же ощущение вселенской несправедливости. Затем я пошла дальше и узнала, что больнее и разрушительней мёртвой матери, может быть мёртвая убивающая мать (я так её назвала).

На мой взгляд, мёртвая убивающая мать наносит более сильный ущерб ребёнку, чем просто мёртвая мать.

Это не только матери, которые проявляли жестокость по отношению к своему ребёнку, эмоциональное отвержение, пренебрежение, унижали своих детей всеми известными способами.

Но это и матери, по внешним проявлениям которых создаётся впечатление заботы и любви к своему ребенку, но эта так называемая забота и любовь проявляются в потворствующей и доминирующей гиперпротекции, повышенной моральной ответственности.

Таких матерей я называю сиренами, они очень манящие, прямо таки притягивают к себе, зовут, а потом „сжирают“.

На самом деле суровая, жестокая и отвергающая мать может нанести меньше вреда, чем чересчур заботливая и оберегающая, и хронически тревожащаяся.

Потому что жестокая мать не маскирует свои агрессивные и убивающие тенденции под заботу и любовь» — описывает свой опыт психотерапевт Ольга Синевич.

Психолог Ольга Павлова так обозначает последствия удушающей любви:

«Ребёнку не пожаловано разрешение быть личностью, существовать как имеющему мир, уникальный и отдельный от материнского. Таким образом, непризнание матерью детской психической живости ощущается ребенком как отказ в разрешении к его существованию. Такой отказ ребенку, в свою очередь, приводит к запрещению всех желаний младенца. Это может быть сформулировано следующим образом: если кто-то не имеет права существовать, значит, этот кто-то не имеет права и желать. Отсутствие желаний у ребёнка с синдромом „мёртвой матери“ со временем трансформируется в неспособность испытывать удовольствие. Важно, что у такой личности отсутствует удовольствие от себя самого и собственного существования, удовольствие от „просто быть“. И если ему каким-то образом всё же удаётся получить хотя бы небольшое удовольствие, у него складывается стойкое убеждение, что за ним должно последовать наказание».

Как общаться с травматиками (даже если травматик — это вы сам)

Часто при общении с травматиками кажется, будто они требуют особого отношения к себе, обесценивают нормальность и даже превозносят свою исключительность, приобретённую вместе с травмой.

«Чтобы по-настоящему разобраться в человеческих действиях, всегда важно прежде всего искать мотив, — говорит социолог Сергей Поварницын, — и спрашивать себя, а ради чьей любви это сделано?» По его мнению, формулировку «тебе легко, потому что у тебя нет травмы, а у меня есть, и из-за неё я такой» можно услышать от людей, которые всё ещё надеются получить любовь своей матери:

«Говоря так другим, человек явно наносит ущерб своим текущим взрослым отношениям и делам ради того, чтобы подчеркнуть важность родителя. Вот, мол, сила влияния родителя была настолько высока, что до сих пор я живу под гнётом этой травмы. «Мама, мама, посмотри, ты по-прежнему очень сильно влияешь на мою жизнь!»

Задача получения маминой любви для ребёнка первостепенна. У неё приоритет, потому что без маминой любви конец всему. Если человек не получает любви, то у него самого ресурса любви тоже не будет, он останется эмоционально отмороженным.

Преодоление отсутствия материнской любви возможно, оно происходит через крайне болезненное признание её невозможности, через злость на мать. Но если человек справляется, ему открывается возможность получения любви от других источников.

Но у человека всегда будет недостаточно оснований считать, что ему никогда не получить любовь собственной мамы. Он верит, что в целом в маме эта любовь всё таки есть, просто у неё плохое настроение, ей тяжело, она не чувствует себя сильной и это состояние просто затянулось. А вот если бы чувствовала, то тут же начала бы любовь бить как из шланга. И тогда бы всё было хорошо.

Следовательно, человек старается в меру своих возможностей помочь маме — показывает изо всех сил: «мам, смотри, какая ты сильная!» А на самом деле имеет ввиду: «мам, давай уже люби меня».

Источник: https://www.livejournal.com/media/45359.html

Деструктивное материнство: «Cиндром мертвой матери»

Синдром мертвой матери: что нужно об этом знать

Часто матери не замечают, что любовью «убивают» своих детей. Конечно, не в прямом смысле этого слова. Но через деструктивную любовь они лишают ребенка эмоций, уверенности, воли, желаний и счастливого будущего. Почему так происходит и что делать, если вы «убиваете»?

Впервые феномен «мертвой матери» выделил и изучил французский психоаналитик Андре Грин. Статья, посвященная синдрому «мертвой матери», была представлена научному сообществу в 1980 году в Парижском психоаналитическом обществе в виде доклада.

Феномен «мертвой матери» не стоит понимать в буквальном смысле. Андре Грин называет «мертвой» мать, которая умерла эмоционально, которая не способна испытывать яркие чувства и делиться ими с ребенком.

Основная причина «угасания» женщины всегда одна — утрата объекта, который был сильно любим. Это может быть смерть или разрыв отношений с близким человеком, а также сильное разочарование в любимом человеке. Интересно, что «объектом» может выступать как реальный человек, так и чувства, испытываемые к нему.

Снежная королева для Кая

После того как женщина потеряла связь с «объектом», она впадает в депрессию, постепенно эмоционально отдаляется от членов своей семьи, а самое главное — от своего ребенка. Она по-прежнему может заботиться о нем, выполнять все свои материнские обязанности, но делает это автоматически.

Что же чувствует ребенок? Первое, с чем он сталкивается, — непонимание, растерянность. В силу возраста ребенок не может осознать, почему его мама, которая раньше улыбалась, играла с ним, общалась, теперь так холодна. Эмоциональную отстраненность чувствуют не только дети, которые уже научились отличать чувства взрослых, но и младенцы.

Ребенок начинает различными способами пытаться вызвать хоть какие-нибудь эмоции у мамы. Провоцирование может быть различным, как бессознательным (например, ночные кошмары), так и намеренными (гиперактивность, требовательность, чрезмерная общительность и т.п.).

Но действия ребенка не приводят к ответной реакции, и тогда он начинает винить себя в холодности матери, чувствовать себя лишним в ее жизни, и сам постепенно психологически синхронизируется с матерью. Он становится таким же безэмоциональным, только применимо к практически всем сферам жизни.

У ребенка развивается «синдром мертвой матери».

Мертвые могут убивать

Взрослые с этим синдромом с виду абсолютно нормальные люди. Чаще всего это умные, яркие, творческие личности (отпечаток из детства, когда ребенок с помощью своего интеллекта/таланта старался найти отклик у родителя).

Они могут состояться профессионально, иметь семью, друзей, но оставаться несчастными и пустыми внутри, неспособными получать удовольствие от жизни.

Такие люди несут на себе «мертвую мать» всю свою жизнь: в детстве — компенсируя недостаток эмоциональной отдачи учебой/творчеством, в более зрелом возрасте — короткими романами и большим количеством людей вокруг себя.

Как правило, своих детей они любят, но абсолютно не той любовью, на которую способны психологически здоровые личности, а любовью с оговоркой «потому что». Я люблю своего ребенка, потому что он занял 1-е место/поступил в престижный вуз/удачно женился…

Избавиться от груза

Так что же делать, если вы напрямую столкнулись с феноменом «мертвой матери» в вашей семье?

Самый простой вариант — не дать синдрому развиться. Если мама не способна дать тепло ребенку, то это может сделать отец/бабушка/брат или сестра. Если суметь вовремя компенсировать недостаток любви и внимания, с большой вероятностью ребенок вырастет без призрака «мертвой матери».

С уже развившимся синдромом, в том числе у взрослого, справиться можно, но только с помощью психотерапевта, и это требует большого желания и усилий со стороны пациента.

Как правило, это длительная терапия, во время которой человек проходит несколько стадий: от отрицания корня проблемы (недостаток любви мамы) через гнев и злость к освобождению.

В ходе лечения специалисты делают упор на то, чтобы дать понять пациенту: у всех людей есть недостатки, в том числе и у него, но в то же время есть близкие и друзья, которые способны любить его таким, какой он есть.

Бывает и хуже…

Кроме синдрома «мертвой матери», можно также выделить  синдром «убивающей мертвой матери» — этот термин обозначила психолог Ольга Синевич в своей статье «Мать, про которую говорить запрещено». «Убивающими матерями» она называет женщин, чья любовь к ребенку деструктивна. Можно выделить два крайних состояния:

— Гиперопека по отношению к здоровью ребенка. Такая мать уверена, что ее ребенок чем-то ТОЧНО болен, что ему обязательно нужна ее защита.

Такие матери не способны воспринимать здоровое состояние ребенка, а вместе с этим любой успех и счастье.

Если ребенок счастлив и весел — ему не нужно ее внимание, а «убивающей матери» важно подавить любые попытки на полноценную самостоятельную жизнь своих детей.

— Сознательная жестокость к ребенку. Если «мертвая мать» не любит из-за своего депрессивного состояния, то «убивающая мать» не любит намеренно. Эта нелюбовь часто сопровождается придирками к внешности/характеру/поведению ребенка. Для нее дети никогда не будут соответствовать придуманному ею идеалу.

В первом случае дети вырастают болезненными, несамостоятельными, без своего мнения, но как правило, они способны жить в социуме. При втором варианте возможно ярко выраженное девиантное и асоциальное поведение, в том числе жестокое обращение с животными/людьми.

Кажется, я убиваю своего ребенка

Если вы заметили, что агрессивны к своему ребенку или, наоборот, чересчур к нему привязаны, важно понять причины своих действий и эмоций. Можно постараться разобраться самостоятельно, но лучше делать это при помощи специалиста. Первый шаг вы уже сделали — осознали наличие проблемы.

Второй шаг: начать замечать, когда (при каких обстоятельствах) возникли те или иные эмоции по отношению к ребенку. Например, «Почему я подумала, что если мой сын промочит ноги, он заболеет и умрет».

Научившись замечать эмоции, можно переходить к третьему шагу — научиться контролировать вспышки агрессии/заботы. Это самый сложный этап в лечении — к женщине приходит осознание, что злится она вовсе не на своего ребенка, а на обиду в себе, на травмирующую ситуацию из детства.

Но найти эту точку самостоятельно удается не всем, поэтому лучше пройти через все шаги с помощью психолога.

Важно понимать, что наш разум тоже может «болеть», и если вовремя заметить тревожные симптомы в своем поведении, есть все шансы на исцеление и полноценную жизнь.

Если вам есть чем поделиться на тему «Деструктивное материнство: «Синдром мертвой матери»», пишите нам на адрес hello@mammy.tv, и вскоре волнующий вас вопрос обязательно будет освещен на нашем портале. Оставляйте свои предложения и комментарии под статьей, делитесь своими проблемами. На нашем портале каждый найдет поддержку!

Источник: https://mammy.tv/articles/destruktivnoe-materinstvo-cindrom-mertvoj-materi/

Феномен

Синдром мертвой матери: что нужно об этом знать

Начинаю цикл статей о феномене мертвой дочери как результате патологических отношений в паре мать-дочь. В этой начальной статье я остановлюсь на первом участнике этой пары,  описав феномен «мертвой» матери и выделив типологию таких матерей. Также предлагаю свою модель «психологического рождения», основанную на своем терапевтическом опыте.

Часть 1. 

Рука, качающая колыбель,
правит миром…

Отношения с матерью могут
быть гармоничными,
а могут быть сложными
или враждебными.
Но они  никогда
не бывают нейтральными.

Наши внутренние психические функции являются производными от межличностных отношений. Наше Я появляется благодаря Другому. И здесь в первую очередь речь идет о значимых Других, безусловно, важнейшими из которых являются родители ребенка. Большинство базовых потребностей ребенка направлено именно к родителям. Родители – это та «почва», на которой появляется новый росток жизни, и от ее качества во многом будет зависеть дальнейший его рост. Я буду рассматривать не все детско-родительские отношения, а лишь отношения в паре мать-дочь, которые приводят к формированию комплекса мертвой дочери. Конкретно в этой статье речь пойдет о матери и ее роли в психологическом рождении ребенка в целом и дочери в частности.

ФУНКЦИИ МАТЕРИ

Физическое рождение – самая первая и самая важная материнская функция для ребенка. Но это далеко не единственная ее функция. Физическое отделение ребенка от матери отнюдь не означает прерывание связи между ними. Эта связь «мать-дитя» хоть и ослабевает со временем, но всегда сохраняется на всю жизнь.

Еще одной, не менее важной функцией матери, является ее непосредственное участие в психологическом рождении ребенка. Очевидно, что для того, чтобы состоялось рождение ребенка, мать должна сама быть живой. Сказанное в полной мере относиться как к рождению физическому, так и психологическому. Для того, чтобы психологическое рождение состоялось, мать должна быть сама психологически живой.

И здесь мы сталкиваемся  с некоторой сложностью, связанной с определением понятия психологической жизни-смерти. Что касается признаков жизни-смерти физической, с этим все более-менее понятно. Когда же  речь заходит о жизни-смерти психологической и о их критериях, то здесь все не так ясно.

Очевидно лишь то, что эти феномены разные: можно быть физически живым, но психологически мертвым, «как бы живым». Определению этого феномена и его критериев во многом и будет посвящен цикл моих статей. А пока вернемся к выше высказанной идее, что для того чтобы состоялось психологическое рождение ребенка, его мать сама должна быть психологически живой.

И еще один важный тезис: психологическое рождение – это не одноразовый акт, по сравнению с рождением физическим. Я буду рассматривать три таких ключевых момента в жизни ребенка, связывая их с появлением у него новых форм идентичности.

«МЕРТВАЯ» МАТЬ

Идея мертвой матери в психологии не нова. Впервые этот феномен описал французский психоаналитик Андре Грин, назвав его комплексом мертвой матери. Он описывает такую мать как погружённую в себя, которая находится рядом с ребёнком физически, но не эмоционально.

Это мать, которая остаётся в живых физически, но она мертва психологически, потому что по той или иной причине впала в депрессию (например, из-за смерти ребёнка, родственника, близкого друга или любого другого объекта, сильно любимого матерью); или это может быть так называемая депрессия разочарования из-за событий, которые происходят в собственной семье или в семье родителей (измена мужа, переживание развода, вынужденное прерывание беременности, насилие, унижение и т.п.). Я думаю, что феномен мертвой матери значительно шире рассматриваемого Грином «комплекса мертвой матери». Суть такой матери, на мой взгляд, в ее неспособности удовлетворять какую-то жизненно важную в определенный период развития ребенка потребность, что приводит к невозможности рождения у него новых форм идентичности  и фиксации его личностного развития. Ведь потребности ребенка в матери не исчерпываются лишь его потребностью в эмоциональном контакте с ней. Они (потребности) непосредственно привязаны к определенному этапу его личностного развития и тем задачам, которые стоят перед ребенком на этом этапе. Действительно, потребность в близком эмоционально-телесном контакте является важнейшей для ребенка-младенца, и неспособность матери поддержать эту потребность приводит к серьезным проблемам в его развитии. В психоанализе описаны последствия фрустрации такого рода потребности, наиболее серьезным из которых является феномен госпитализма, описанный Р. Шпицем. Думаю, что описанный Грином «комплекс мертвой матери» связан именно с обсуждаемой потребностью ребенка. Однако вышеназванная потребность не является доминирующей уже для ребенка трехлетнего возраста, и тем более для подростка. Ребенок на каждом возрастном этапе решает свои специфические задачи развития, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Причем, есть некоторые общие задачи, касающиеся обоих родителей, и  у каждого из родителей есть свои специфические задачи. Так, у отца, к примеру, есть свои отцовские задачи по отношению к сыну и по отношению к дочери. Сказанное в равной мере относится к материнским задачам. И далеко не всегда родители готовы откликаться на значимые потребности их детей из-за дефицита своих личностных качеств-функций. Я в своей статье остановлюсь лишь на специфических задачах матери по отношении к дочери и тех материнских дефицитах, которые приводят к проблемам в развитии идентичности их дочерей. Прокол в функциях у матери может быть как тотальный, так и локальный, касающийся лишь неспособности поддержать определенные потребности ребенка. Подчеркну, что речь здесь идет именно о неспособности матери, а не о ее нежелании удовлетворять потребность ребенка. Такая мать не в состоянии дать то, что нужно ее ребенку, так как у нее этого просто нет.   В силу своих собственных проблем такая мать оказывается неспособна поддержать психологические задачи развития своей дочери. Причем, именно те задачи, которые не смогла сама решить на определенном этапе своего собственного развития в отношениях со своей матерью. Очевидно, что «мертвая мать» – это  мать с психологическими проблемами. Таковыми могут быть высокий уровень тревоги, страх перед жизнью, страх  смерти (увядания физической красоты), низкая самооценка, непринятие своей женственности, сексуальности.  Часто мать в отношениях с дочерью использует ее для решения своих проблемных задач жизни.       Мертвая мать – мать, фрустрирующая значимую для развития ребенка потребность и  неспособная поддерживать его новую рождающуюся идентичность.

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ

Я выделяю типологию  психологического рождения на основе трех важных моментов в развитии ребенка:

  • Основная задача развития.
  • Этап формирования идентичности.

Основная задача развития – та задача, которую ребенку необходимо решить на конкретном возрастном этапе для рождения новой идентичности.

Ее решение напрямую зависит от возможности удовлетворения определенной межличностной потребности.   Таким образом, можно выделить ключевые этапы в развитии ребенка, для которых будет характерно специфическое сочетание задач-потребностей, в рамках которых появляется возможность рождение нового Я или новой идентичности.

Я выделяю три таких ключевых этапа в формировании новой идентичности, сравнимых по значимости  с новым психологическим рождением.

1 этап. Витальная идентичность.  (Я есть). Основная задача развития – признание матерью права ребенка на жизнь. Основная потребность ребенка – потребность в принятии и безусловной любви.

(Мама, обними меня).

2 этап. Индивидуальная идентичность. (Я такой/такая). Основная задача развития – признание матерью права ребенка на индивидуальность. Основная потребность ребенка – потребность в сепарации-индивидуации. (Мама, отпусти меня).

3 этап. Гендерная идентичность. (Я такой мужчина/такая женщина). Основная задача развития ребенка – признание матерью права на мужскую/женскую индивидуальность.  Основная потребность ребенка в поиске самоидентичности, в первую очередь – гендерной. (Мама, оцени меня).

Первые два этапа являются универсальными. Здесь мать и отец выполняют схожие задачи в развитии ребенка и являются взаимодополняемыми. На этих этапах в случае отсутствия либо дефицита  какой-либо материнской функции отец, либо другой член семьи может ее компенсировать. На третьем этапе у матери и отца появляются специфические задачи-функции и они становятся не взаимозаменяемы. Ниже предлагаемая типология «мертвых» матерей привязана непосредственно к определенному этапу развития идентичности ребенка. Отвергающая мать – неспособная принимать и любить своего ребенка безусловно и в силу этого  не поддерживающая развитие и рождение его Витальной идентичности – Я есть. Удерживающая мать – не способная поддержать сепарацию ребенка и в силу этого  не поддерживающая развитие и рождение его Индивидуальной идентичности – Я такой. Конкурирующая мать – неспособная поддержать потребность ребенка в поиске женской самоидентичности,  и в силу этого  не поддерживающая развитие и рождение Гендерной идентичности дочери – Я такая девушка/женщина!

Для иллюстрации выделенных типов матерей я буду обращаться к сказочным историям и описывать их на примере сказочных персонажей, в которых наиболее ярко можно увидеть психологический портрет одного из выделенных мной типов и отношений в паре «мать-дочь». В качестве таких историй выступят следующие: «Морозко», «Рапунцель», «Сказка о Мертвой Царевне».

Об этом можно будет прочитать в моей следующей статье.

Материнство, Детско-родительские отношения,

Понравился пост? Поддержи журнал “Психология Сегодня”, нажми:
Понравился пост? Поддержи журнал “Психология Сегодня”, нажми:

Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,

Детско-родительские отношения,

Детско-родительские отношения,

Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Детско-родительские отношения,

Семья, Детско-родительские отношения,

Материнство,

Семья, Детско-родительские отношения,

Отношения, Семья, Детско-родительские отношения,

Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Воспитание, Детско-родительские отношения,

Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

Детско-родительские отношения,

Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Материнство,

Стресс, Детско-родительские отношения,

Личность, Детско-родительские отношения,

Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Материнство, Детско-родительские отношения,

Детско-родительские отношения,

Воспитание, Детско-родительские отношения,

Материнство, Психологическое насилие,

Источник: http://psyhologytoday.ru/public/fenomen-mertvoy-materi/

Что такое «синдром мертвой матери», и кому он грозит

Синдром мертвой матери: что нужно об этом знать

Впервые этот феномен описал психоаналитик Андре Грин. Он разъяснил, что чаще всего подобный синдром возникает, когда мать сталкивается с очень сильной депрессией, спровоцированной потерей близкого человека, друга или другими серьезными проблемами.

Женщина настолько погружается в свое горе, что ей просто нет никакого дела до ребенка. Она продолжает выполнять механические действия по уходу за ним, но души в них нет. Ребенок же все чувствует и также переживает тяжелые времена, пытаясь вновь вернуть любовь матери.

И если ему это не удается (так происходит в большинстве случаев) включается психологическая защита. Она может выражаться в разных нарушениях от Эдипова комплекса до психологического «убийства» собственной матери.

Во взрослом возрасте это выливается в большие проблемы в любви и отношениях.

Такие люди просто не могут поддерживать длительные отношения и не способны заботиться о других. Все пациенты, пострадавшие от «синдрома мертвой матери» говорят, что им трудно общаться с другими людьми.

Как бы сложна не была ситуация, специалисты говорят, что с ней можно и нужно работать. Стоит лишь обратиться за помощью к психотерапевту.

Конец года – традиционное время подводить итоги и строить планы на предстоящие 12 месяцев. И если один из пунктов в вашем плане гласит, что важно измениться в лучшую сторону или побороть негативные качества характера, вам важно знать о некоторых фактах.  

Агрессия была необходима человеку в ходе эволюции, чтобы защищать себя, свою семью и имущество. Но у современных людей нет необходимости постоянно драться, ведь для этого существуют законы и суд. Но почему же многие из нас так и не могут избавиться от этой черты характера?

По мнению психологов, победить агрессию может только среда. То есть если все кругом будут любящими и понимающими, то правонарушения и вовсе исчезнут. Но вот исследования нейробиологов не совсем подтверждают эту теорию.

Они выяснили, что на будущую агрессивность человека оказывают влияние пол и некоторые врожденные факторы, среди которых гены и состояние матери во время беременности (питание, наличие вредных привычек, окружение и т.д.) Далее конечно вмешиваются еще и факторы среды, окружающие ребенка или подростка.

Ну и конечно нельзя списывать со счетов внутренние физиологические факторы человека.

По статистике, агрессивное поведение чаще встречается у мужчин (на фоне всплесков тестостерона), у людей до 25 лет (поскольку к этому возрасту окончательно формируется префронтальная кора, которая и помогает контролировать агрессию). А вот в возрасте 50-55 лет агрессия, напротив, спадает.

Верность

Эксперименты на грызунах показали, что склонность к верности активизируют два известных гормона – окситоцин и вазопрессин. Причем у моногамных полевок мозг был более чувствителен именно к вазопрессину, контролирующему у мужчин половое и социальное поведение.

Что касается людей, то здесь все немного иначе. Исследовав ген, регулирующий чувствительность к вазопрессину, шведские ученые выяснили, что отдельные мужчины генетически не способны к привязанности и верности. И никакие социальные каноны не могут это изменить. Хорошая новость в том, что таких мужчин всего 5% от общего числа.

Пессимизм и оптимизм

Может ли пессимист превратиться в оптимиста? Исследования, проведенные с участием близнецов, показали, что на 50% депрессия тесно связана именно с генетическими факторами. Конкретный «ген депрессии» специалистам пока обнаружить не удалось, но очевидно, что некоторым людям намного сложнее чувствовать себя счастливыми в сравнении с другими.

Эгоизм

Как изменить закоренелого эгоиста? Это довольно сложно, поскольку, по заверениям ученых, эгоизм – это часть человеческой природы. Это доказали американские исследователи.

С помощью игр они подтвердили, что в любой из двух ситуаций – помочь или пройти мимо и пройти мимо или нанести вред – выигрывал именно эгоистичный сценарий.

Для большинства современных людей привычным является сценарий: помогать близким, вредить врагам и быть эгоистом по отношению к окружающим.

Выходит, что большинство качеств человеческого характера не поддаются изменениям? На самом деле это нет так. К примеру, тот же альтруизм тесно связан с культурой, поэтому его можно и нужно прививать детям с рождения. Некоторые особенности характера можно корректировать медикаментозно или на сеансах у психолога, но это, пожалуй, крайние меры.

А вот большинство наших личных качеств все же дело выбора. Честность, доброта, преданность и верность  человек вполне в состоянии контролировать, на то он и разумный.

Наблюдая за страданиями героев многочисленных мелодрам , нам кажется, что в жизни таким сценариям нет места. Кажется, что просто невозможно так часто расходиться и сходиться вновь. Но психологи утверждают, что такие люди существуют, а привычка постоянно расставаться, находясь в серьезных отношениях, является ни чем иным, как психическим расстройством, – пишет журнал Family Relations.

В соответствующем исследовании, организованном специалистами из Университета Миссури, принимали участие 545 человек, которые находились в довольно длительных отношениях. Все они ответили на вопросы о своих отношениях, наличии или отсутствии перерывов в них и тех или иных депрессивных проявлений.

В итоге выяснилось, что почти 60% респондентов в тот или иной момент жизни чувствовали желание прервать на время свои отношения, чтобы точно понять, стоит ли продолжать путь именно с этим человеком. Но вовсе не всегда это в итоге приводило к расставанию.

В некоторых случаях подобные «паузы» на самом деле помогали партнерам понять важность и ценность их отношений. Но вот те, кто делал это более двух раз, явно имели психологические проблемы.

Постоянные расставания с обязательным примирением могут указывать на довольно серьезные проблемы. Подобная цикличность часто может быть связана с тревожностью, депрессией или перепадами настроения, – отметил куратор исследования Кале Монк.

Психологи отмечают, что их выводы требуют дополнительных экспериментов, но уже сейчас можно говорить, что люди, которые часто прибегают к подобным перерывам в отношениях, должны хорошо подумать, что же именно приводит их к следующей паузе. Если проблема серьезная, тогда расставание должно быть окончательным, а если все же одолевают сомнения, над ними можно и нужно работать.

Оказывается, порядок появления на свет ваших детей оказывает огромное влияние не только на их здоровье, но даже на характер и судьбу. Результаты сразу нескольких исследований в этой области приводит журнал The Reader’s Digest.

До появления других детей в семье первенцы получают максимум родительского внимания, и именно этот факт помогает им вырасти сильными и уверенными в себе личностями. Они упорны в достижении своих целей и часто занимают лидерские позиции.

Старшие – умнее

Сразу несколько исследований, последнее из которых состоялось в 2017 году, доказали, что именно у старших детей более высокий IQ в сравнении с братьями и сестрами. Это объясняется опять же большим количеством внимания, которое достает первенцам. Но тут есть и обратная сторона – от старших детей зачастую требуют больше, чем от младших, поэтому они ощущают на себе некоторое давление.

Старшие чаще подвержены аллергии

Именно первенцы чаще бывают подвержены аллергиям, и это объясняется тем, что родители стремятся оградить их от всех инфекций и тщательно следят за их питанием. А вот младшие дети, как правило, уже с рождения контактируют с бактериями, которые старшие «приносят» из школы или детского сада.

Средние дети креативнее

Если в семье трое детей, то родители часто бывают заняты проблемами старшего и заботой о самом маленьком, поэтому средний ребенок бывает предоставлен сам себе. Ему сложнее других найти свою «нишу», поэтому чаще приходится быть более креативным и изобретательным. Кроме того, на него, как на старшего, не давят ожидания родителей, что дает больше свободы.

Средние дети дипломатичны

Им очень часто приходится улаживать конфликты между младшими и старшими, поэтому у них с самого детства проявляются качества дипломатов. Возможно именно по этой причине, умение искать компромиссы, у средних детей чаще более счастливые браки.

Средние реже страдают от депрессии

Отчасти это может быть связано с недостатком внимания со стороны родителей, а возможно дело в их заниженной самооценке.

Многодетность больше всего отражается на средних

Чем больше детей в семье, тем хуже ощущает себя именно средний ребенок. У них развиваются проблемы с самоопределением и опять же недостатком родительского внимания. А вот старшие и младшие дети не испытывают особых неудобств, независимо от количества детей в семье.

Младшие часто становятся предпринимателями

Младшие чаще всего занимают особое место в семье, но вот несмотря на это их не воспринимают всерьез. Старшие могут ревновать к родителям и не их брать в свои игры. Это вынуждает их прибегать к не совсем честным методам, чтобы быть услышанными и замеченными. Во взрослой жизни они часто становятся предпринимателями.

Младшие более раскованные

О первенце родители зачастую излишне переживают и беспокоятся из-за собственной неопытности, а вот со вторым и последующими детьми они чувствуют себя более расслабленно. Это отражается и на характере детей, поэтому младшие чаще других растут веселыми, улыбчивыми и непринужденными.

Единственные дети сочетают в себе качества старших и младших

Один ребенок в семье получает от родителей все, и здесь есть свои плюсы и минусы.

У одного ребенка есть больше шансов добиться в жизни всего и получать помощь от родителей, а с другой стороны, он рискует всегда оставаться для родителей малышом, которого они не воспринимают всерьез.

Отсутствие братьев и сестер тоже неоднозначно, с одной стороны психологически это более комфортно, а с другой – у таких детей заниженные социальные навыки, и они часто вырастают эгоистами.

Источник: https://doc.by/psixologiya-i-otnosheniya/chto-takoe-sindrom-mertvoj-materi-i-komu-on-grozit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.