Смерть творца: как умер Караваджо?

Содержание

Караваджо

Смерть творца: как умер Караваджо?

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Портрет Караваджо

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом.

Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино.

Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

Картина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Картина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Картина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Картина Караваджо «Призвание апостола Матфея»

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».

Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии».

Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Картина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта.

На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку.

Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал.

Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии.

Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Произведения

  • 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 — «Музыканты»
  • 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 — «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 — «Медуза»
  • 1598 — «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 — «Нарцисс»
  • 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 — «Распятие Святого Петра»
  • 1602 — «Амур-победитель»
  • 1603 — «Погребение Христа»
  • 1604 — «Иоанн Креститель»
  • 1605 — «Портрет папы Павла V»
  • 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 — «Семь деяний милосердия»
  • 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 — «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 — «Давид с головой Голиафа»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/14363-karavadzho.html

Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве – Дневник живописи

Смерть творца: как умер Караваджо?

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера или Рембрандта. И Делакруа, и Мане писали бы по-другому”.

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

1. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично. Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu

Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света. Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. Лувр, Париж. Artchive.ru

2. Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально. Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

3. Картины Караваджо часто отвергались заказчиками

Натурщиков для своих картин Караваджо  находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.

Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”

Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме.

Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения. Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг.

Галерея Боргезе, Рим

Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.

Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.

Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.

Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu

4. Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”. Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание). Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”. Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

5. Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана

За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.

Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе “Усекновение головы Иоанна Крестителя” для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.

Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.

Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу. Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине “Давид с головой Голиафа”). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

О главных работах мастера читайте в статьях

“Положение во гроб” Караваджо. Почему это шедевр?”

“Призвание Матфея Караваджо. Самая необычная картина мастера”.

Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/karavadzho-fakty/

Караваджо: биография и интересные факты

Смерть творца: как умер Караваджо?

Последние изменения: Сентябрь 29, 2018

Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе.

 Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.

Караваджо. Автопортрет

Биография Караваджо

Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было.

Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день.

У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.

В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.

После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.

Картины Караваджо в Палаццо Барберини

Популярные экскурсии в Риме:

Все экскурсии в Риме (143)

В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим.

Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше.

Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.

Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.

Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы.

Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов.

А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.

В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.

В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу.

С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции.

Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.

Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.

Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.

Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.

Где остановиться в историческом центре Рима

Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д.

А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне.

В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной.

От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.

Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.

28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал.

Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит.

Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.

Филиппо I Колонна. Гравюра.

На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна.

Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год.

За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:

  • «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
  • «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна  из самых значимых работ данного периода.

Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.

После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.

Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.

Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.

Возможно Вас заинтересует:

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.

Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна

В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так.

Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа.

Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.

Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)

Обессиленный внезапной болезнью Караваджо остался в Порто Эрколе, где его тщетно пытались поднять на ноги. Микеланджело Меризи да Караваджо скончался 18 июля 1610 года предположительно от кишечной инфекции.

Смерть Караваджо, на самом деле, окутана тайнами и до сих пор нет единого мнения о реальной причине смерти великого художника.

Один из современных исследователей жизни и творчества Микеланджело Меризи, ссылаясь на архивные документы Ватикана, заявил, что последним пристанищем великого художника стал Ладисполи, а скончался он вовсе не от какой-то там инфекции, а от рук кавалеров Мальтийского Ордена.

Источник: http://39rim.ru/karavadzho-velikiy-hudozhnik-i-skandalnyiy-buntar.html

Что убило Караваджо? Названа новая причина смерти художника Ренессанса

Смерть творца: как умер Караваджо?

Оказалось, что известный итальянский художник эпохи Ренессанса Микеланджело Меризи да Караваджо вовсе не умер от сифилиса, как долгое время полагали некоторые историки. Причина его смерти уже известна. Это болезнь – инфекция, вызвавшая заражение крови.

Новое открытие

Этот гениальный итальянский живописец имел не слишком хорошую репутацию. Он был человеком, предающимся азартным играм и любящим выпивать. Он был также уличен в том, что водил к себе проституток и даже убил человека в драке. Ученые выяснили, что он умер от нанесенной мечом раны.

Она вызвала опасную инфекцию, приведшую к смертельному заболеванию – сепсису или заражению крови, говоря иными словами. Так утверждают авторы недавнего исследования, опубликованного в сентябре этого года в медицинском журнале The Lancet.

Сепсис – это опасная для организма реакция на подобные инфекции.

Коллектив французских и итальянских ученых сделал данное открытие, эксгумировав и проанализировав останки, которые, по их мнению, является скелетом и костями художника, произведшего революцию в искусстве. Караваджо умер в возрасте 39 лет в 1610 году.

Жизнь художника

До своей таинственной смерти Караваджо прожил полную драматизма жизнь. Он родился в 1571 году на севере Италии. При крещении ему дали имя Микеланджело Меризи.

Как было заведено в те времена, ему дали прозвище по имени родного города. Когда художнику исполнился 21 год, он переехал в Рим. Там его заметил кардинал Франческо дель Монте.

Он признал талант художника и помог ему стать знаменитостью.

Картины Караваджо, и особенно примененная им техника «кьяроскуро» – резкий контраст света и тени – сделали его знаменитостью. Интересный факт: живописец никогда не делал ни набросков, ни эскизов.

Все свои картины он создавал сразу прямо на холсте. Но художник был также известен скверным характером.

Караваджо неоднократно арестовывали за разные хулиганские выходки, как, например, за то, что он бросил тарелку с артишоками в слугу, ранил охранника и дрался с представителями закона.

Однажды в драке Караваджо убил соперника мечом. Ему пришлось бежать из родного города и скрываться от судебного преследования. Затем он попытался восстановить свою репутацию. Будучи в Неаполе, он вновь участвовал в драке с применением оружия.

В ходе этой дуэли он был тяжело ранен и опять бежал в Рим. Но по дороге, художник умер и был похоронен на кладбище в Порт-Эрколе, Тоскана. Это произошло 18 июля 1610 года. А 31 июля был издан указ Папы о его помиловании, который догнал живописца уже после смерти.

Об этом говорится в опубликованном исследовании.

Исследование скелета

Многие годы историки пытались разрешить загадку, от чего же умер художник. У Караваджо перед смертью была лихорадка, и это побудило некоторых исследователей выдвинуть теорию том, что он умер от малярии или даже бруцеллеза – инфекции, которой люди могут заразиться, употребляя в пищу непастеризованные молочные продукты.

Для того, чтобы исследовать этот вопрос, авторы статьи изучили кладбище, о котором было известно, что там захоронено тело Караваджо.

Где именно покоился художник точно никто не знал, поэтому исследователи искали скелет высотой 5 футов и 4 дюйма (1,65 метра), возрастом от 35 до 40 лет.

Ученые обнаружили, что девять найденных на кладбище останков тел соответствовали этим критериям. Но только один из скелетов, согласно методике радиоуглеродного датирования, относился к началу 17-го века.

Еще одним показателем того, что это действительно скелет художника, являлся высокий уровень содержания свинца в костях.

Дело в том, что Караваджо был известен как человек, не соблюдающий необходимых мер предосторожности при использовании свинца во время работы. Исследовательская группа к тому же проанализировала ДНК человека, скелет которого был эксгумирован.

Обнаружилось, что данные соответствуют генетическому профилю мужчин с фамилией Merisi или Merisio, которые, как полагают, являются родственниками Караваджо.

Что же убило Караваджо?

Установив, что они действительно имеют дело с останками художника, исследователи изучили зубы скелета и обнаружили в сохранившихся кровеносных сосудах зубов бактерии стафилококка.

Они полагают, что, вероятно, вызванная ими инфекция и привела к сепсису. В статье указывается, что причина смерти вызвана сепсисом, который появился после ранения, полученного художником во время драки в Неаполе.

А это произошло за пару дней до появления симптомов заражения крови.

Источник: http://fb.ru/post/visual-art/2018/9/30/30177

15 малоизвестных фактов о темной стороне гениального художника Караваджо

Смерть творца: как умер Караваджо?

Он был одним из великих мастеров барокко, а его непростая жизнь во многом определила его творчество, которым сегодня восхищаются во всем мире. Да и сам Караваджо считал, что живопись – это не только вопрос отображения реальности, но и превращение ее в нечто большее: «Вы должны не только смотреть на мои картины, но и чувствовать их».

Художник был известен современникам не только своими работами, но и противоречивым характером, а в его жизни было множество историй – как трагических, так и анекдотических .

1. Настоящее имя

Настоящее имя Караваджо – Микеланджело Меризи.

Его настоящее имя было Микеланджело Меризи, но его лучше знали как «Эль Караваджо» (в честь маленького городка в Ломбардии, откуда приехала его семья).

2. Банда «Nec spe, nec metu»

Фрагмент картины «Давид, победивший Голиафа», 1600 год.

В детстве и юности у Караваджо был крайне вспыльчивый характер. Он сколотил с другими художниками и архитекторами банду, которая наводила страх на улицы Рима и жила под девизом «nec spe, nec metu» («без надежды и без страха»).

3. Оклеветанный натариус

Фрагмент картины «Усекновения главы Святого Иоанна Крестителя», 1608 год.

Когда Микеланджело Меризи повзрослел, ситуация немного изменилась. Его сложный характер постоянно приводил к тому, что Караваджо регулярно попадал за решетку.

В 1601 году его посадили в тюрьму за то, что Караваджо ранил палкой и мечом сержанта замка Сант-Анджело. В 1603 году художник Джованни Баглен обвинил его в клевете и подал в суд.

Причиной стало то, что Караваджо публично критиковал некоторых художников того времени, особенно выделяя тех, кто «рисует много картин для продажи, но делает это бездарно».

4. Кастрированный сутенер

По мотивам «кастрации сутенера».

В 1605 году Караваджо ранил топором нотариуса, который сумел выжить и отказался от обвинений против него. Через год художника приговорили к обезглавливанию, когда он попытался кастрировать сутенера Рануччо Томассони, поспорив с ним из-за проститутки Филлиде Меландрони. В итоге сутенер скончался от кровопотери, поскольку Караваджо случайно перерезал его бедренную артерию.

5. Бегство от правосудия

Фрагмент картины «Положение во гроб», 1602-1603 годы.

После этого Караваджо начал скрываться от правосудия по всей Италии. Сначала он хотел поселиться в Неаполе, но там вечером группа людей жестоко его избила. Художнику изуродовали лицо. В итоге в 1607 году его тело было обнаружено на пляже в Порто-Эрколе. Предполагается, что гениальный художник умер от малярии.

6. Страх перед тюрмой

Страх Караваджо перед тюрмой.

Он так боялся, что его посадят в тюрьму, всегда спал одетый и просыпался при любом шуме. При этом под рукой всегда был кинжал.

7. Последователи Краваджо

Фрагмент картины «Ужин в Эммаусе», 1602 год.

Вокруг художника возникла целая группа последователей, которую назвали караваджисты. Основными среди них были его ученики: архитектор Онорио Лунги и художники Филиппо Трисеньи и Орацио Джентилески.

8. Истинное, искреннее, естественное

Фрагмент картины «Мальчик, укушенный ящерицей», 1593-1594 годы.

Караваджо выступал за свободное, истинное и искреннее искусство, которое отображало бы реальность во всем ее блеске. Примером этого является картина «Мальчик, укушенный ящерицей» (1593-1594), на которой гримаса боли на лице его модели выглядит потрясающе естественно.

9. «Тенебризм»

Фрагмент картины «Мученичество Святого Матфея», 1600 год.

Так называемый «тенебризм» являлся одним из стилей, отличавших работы Караваджо. Одними из лучших примеров этого стиля являются картины «Мученичество святого Матфея» и «Призвание апостола Матфея», написанные в 1600 году, чтобы украсить капеллу Контарелли римской церкви Сан Луиджи Франчези

10. Чрезмерный реализм

Фрагмент картины «Уверение Фомы», 1600-1602 годы.

Караваджо писал свои картины, восхищал многих критиков и художников, но из-за этого он также подвергался критике со стороны ряда римлян, называвших его жестоким, вульгарным и даже страшным. Это привело к тому, что художник был вынужден переписать детали некоторых картин по приказу духовенства.

11. Пошлость, святотатство и отвращение

Фрагмент картины «Распятие святого Петра», 1601 год.

О стиле, который практиковал художник, секретарь кардинала однажды написал: «Эти картины полностью состоят из пошлости, святотатства и отвращения. Я могу сказать только одно: это работы, выполненные художником, который плохо рисует, с темной душой и отсутствием в ней Бога».

12. Саломея с головой Караваджо

Фрагмент картины «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1609 год.

В своей работе «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609) Караваджо изобразил свою собственную лежащую на блюде отрубленную голову. Этот довольно жестокий нюанс подчеркивает часть личности художника.

13. Змеи реки Тибр

Фрагмент картины «Медуза», 1598 год.

Ученые и биографы пришли к выводу, что Караваджо рисовал себя на многих других картинах. К примеру, одной из них является картина «Медуза» (1598). Змеи на голове были реальными зарисовками змей из реки Тибр.

14. Орден мальтийских рыцарей

Фрагмент картины «Алоф де Виньякур», 1608 год.

Благодаря своей дружбе с Алофом де Виньякуром, Великим Магистром Ордена мальтийских рыцарей, Караваджо был назначен главным художником ордена и отправился жить в казарме этого ордена (уже будучи в бегах). Это еще не все, художнику пожаловали звание мальтийского рыцаря.

15. Уличная жизнь Рима

Фрагмент картины «Смерть девы Марии», 1606 год.

Его религиозные работы были полны отсылок на римскую уличную жизнь, с которой он так хорошо был знаком: на картинах Караваджо можно увидеть не только Иисуса или святых, но и солдат, воров, проституток, торговцев или нищих. Считается, что в «Смерти девы Марии» (1606) ему позировала проститутка.

Картины Караваджо могут продемонстрировать разные углы реальности: от темных сторон нарциссизма до противоречивых «святых-проституток». Все это как нельзя лучше описывает одну из самых противоречивых личностей искусства, который плюнул на все «гламурное» и интеллектуальное, чтобы побаловать себя жестокой жизнью на улицах.

Источник Кристина созерцатель Кристина созерцатель

Источник: https://obiskusstve.com/1409376761419401495/15-maloizvestnyh-faktov-o-temnoj-storone-genialnogo-hudozhnika-karavadzho/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.