Арт терапия в детском саду

Суставы

Суть понятия

Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. Впервые методика «лечения искусством» была применена в США после Второй Мировой войны для помощи детям – узникам концлагерей. Неожиданно оригинальные приемы оказались весьма результативными, поэтому данный вид терапии был изучен более детально.

Цель и задачи

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.

Задачи методики разнообразны:

  • Диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
  • Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  • Организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет малышу «выговориться» посредством творчества.
  • Обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира.
  • Раскрытие и развитие творческих способностей.
  • Повышение самооценки маленького «пациента».
  • Реализация эстетических потребностей.
  • Снижение агрессии у «трудных» детей.

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Публикация «Конспект НОД по цветотерапии «Синий цвет» в старшей…»
Цель: — Развитие цветовосприятия, умения дифференцировать синий цвет и его оттенки, обогащение словарного запаса . Задачи: 1. Развитие слухового и зрительного внимания; 2. Развитие сильного плавного ротового выдоха;. 3. Развитие воображения и творческой активности; 4….

Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
1. Упражнение «Цветок» Цель: снятие эмоционального напряжения, развивать мелкую моторику рук, воображение. Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры. Инструкция. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить красивый цветок. Попытаться вообразить все до мелочей….

Конспект занятия c элементами арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок»
Цель: Создание социальной ситуации развития положительных эмоций путём воздействия на органы чувств. Задачи: Создавать условия для: {amp}amp;#61692; развития и умений правильно выражать свои эмоции и чувства через арт-терапию; {amp}amp;#61692; развития фантазии, воображения,…

Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии
СТАТЬЯ «Развитие эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии». Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном…

Статья «Конспект занятия педагога-психолога для средних и старших групп…»

Конспект занятия психолога для средних и старших групп «Роза и Маленький принц (изотерапия) Цели :повышение эмоционально-положительного фона, знакомство со сказкой А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности…

Цветотерапия в старшей группе. «Приключение в королевстве красок»
« Приключение в королевстве красок» ООД в старшей группе Цели занятия: Формирование у ребенка эмоционально-чувственного базиса. Расширение диапазона цветовосприятия. Задачи: Расширение представления детей о смешивании цветов и умение их различать. Развитие фантазии и творческого…

Конспект интегрированного занятия с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные кляксы»
Занятие с элементами арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста«Волшебные кляксы». Цель:формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении. Задачи: • укрепление психического здоровья детей; •…

Занятие «Снегиренок» с элементами сказкотерапии и арт-терапии с детьми 3–5 лет
«Снегиренок» [ b]Время проведения: 35-40 мин[/b] Ритуал приветствия «Здравствуйте» Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики») Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик) Здравствуйте, губки (показываем губки) Здравствуйте, зубки (показываем…

Публикация «Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей…»
Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Дошкольное детство – значимый и сложный период развития человека. Именно в дошкольном детстве происходит интенсивное биологическое развитие организма,…

Конспект занятия с элементами арт-терапии со старшими подростками «Грани моего Я»
Занятие для старших подростков «Грани моего Я» Цель занятия: формирование адекватного восприятия себя, личностное развитие. Задачи: • развитие коммуникативных навыков; • развитие творческих способностей; • стабилизация нервных процессов; • раскрытие ресурсного состояния; •…

Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии
Исследования последних лет, проведённые врачами, психологами и педагогами, показали, что в современной детской популяции наблюдается явное неблагополучие: значительное число современных детей демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности, отставания или…

Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
1. Упражнение «Цветок» Цель: снятие эмоционального напряжения, развивать мелкую моторику рук, воображение. Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры. Инструкция. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить красивый цветов. Попытаться вообразить все до мелочей….

Статья «План-конспект занятия по арт-терапии с воспитанниками старшей и…»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АРТ-ТЕРАПИИ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДЕРЕВО РАДОСТИ» Цели занятия: коррекция уровня тревожности дошкольников; развитие воображения и творческих способностей через соприкосновение с рабочим материалом Задачи: 1) создание…

Публикация «Занятие с детьми старшего дошкольного возраста с элементами цветочной…»
Задачи: 1. Создать условия для восстановления состояния душевного покоя, снять напряжение, пробудить чувства удовлетворения, радости, стабилизировать нервную систему. 2. Способствовать развитию уверенности в себе. 3. Развивать саморегуляцию, чувства эмпатии. Дети входят в зал…

НОД по изобразительной деятельности с использованием изотерапии для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие изобразительного творчества, коррекция эмоционально – личностной сферы у детей посредством изотерапии. Задачи 1. Развивать умение эмоционально проявлять чувства при взаимодействии с цветом. 2. Стабилизировать психические процессы, снять эмоциональные и телесные…

Изотерапия и художественно-творческие проекты в коррекционной работе педагога-психолога (старший дошкольный возраст)
Одним из эффективных средств для гармонизации внутреннего состояния и эмоционального комфорта детей и взрослых является такой инновационный подход, как терапия искусством(арт-терапия. Привлекательность методов Арт-терапии состоит в возможности использования ее техник и приемов в…

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами арт-терапии «Волшебный лес»
Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами арт-терапии «Волшебный лес» Цель: развитие и коррекция различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы) Задачи: 1. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и…

Статья «Программа коррекционно-развивающих занятий по изодеятельности с…»
Продолжение. Подготовительная к школе группа сентябрь 19. Мои летние впечатления. Цель: Развивать умения передавать с помощью изобразительных средств свое настроение. Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональные и телесные напряжения. Психологическое вхождение…

Конспект игротренинга с элементами арт-терапии в старшей группе «Осенние фантазии»
1. Пояснительная записка. Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,…

Изотерапия «Хорошо заточенный карандаш рассказывает волшебные истории» (с детьми 5–6 лет)
В последнее время, мы очень часто слышим об одной из многочисленных методик, разработанных психологами арт- терапии и особенно популярной, и эффективной её составляющей — изотерапии. Изотерапия – это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом….

Конспект игрового тренинга с элементами арт-терапии (рисование песком на стекле) «Песочные картинки» (старшая группа)
Цель: Создать условия для коррекции развития когнитивной и эмоциональной сферы, через обучение рисованию песком на стекле. Задачи: • Коррекционно-образовательные: — создать положительный эмоциональный климат; — познакомить с техникой рисования песком; • Коррекционно…

Арт-терапия, изотерапия, цветотерапия в старшей группе — перейти на главную страницу рубрики.

Организация занятия

Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы малыш мог творить.

Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями. Для малышей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки. Даже дома можно поставить небольшой ящик с песком, но лишь в том случае, если ребенок понимает, что данная «забава» действует только в определенных пределах и разносить песок по всей комнате не следует.

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

Мастер-класс «Интегрированные методы арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ»

При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:

  • дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
  • ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.

Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.

Необходимые материалы

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

  • Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.
  • Рисования музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.
  • Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.
  • Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.
  • Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.
  • Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.
  • Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.
Оцените статью
Народная медицина